Когда в марте Индия ввела строгие ограничения, чтобы обуздать распространение коронавируса, власти в городе Мумбаи знали, что перед ними стоит сложная задача. Население города составляет 20 миллионов человек, что делает его очень густонаселенным. Но в городе есть трущобы Дхарави, с населением 1 миллион человек. Поэтому трущобы Дхарави могли стать потенциальной горячей точкой COVID-19.
Власти Мумбаи поручили полиции следить за тем, чтобы жители трущоб соблюдали правила блокировки. Они обратились за помощью к Sagar Defence Engineering, изготовителю беспилотных летательных аппаратов в Мумбаи. Компании было поручено изготовить два специальных беспилотника с громкоговорителями для полиции Мумбаи.
Вместо того, чтобы патрулировать узкие улицы Дхарави и рискнуть заразиться, полицейские запустили дронов, чтобы убедить людей оставаться дома. Беспилотники эксплуатировались сотрудником компании Sagar Defense, который находился возле полицейского поста. Громкоговорители на дронах были подключены к сотовым телефонам полицейских, которые могли просто совершить звонок и сделать свое объявление.
Однако соучредитель Sagar, Никундж Парашар признается, что настроить беспилотники было непросто. Он заявляет:
“Мы смогли сделать это, только когда использовали доступные на местном уровне ресурсы”.
Для компании Sagar Defence Engineering и других индийских производителей дронов, чей бизнес не спешил развиваться из-за препятствий со стороны регулирующих органов, пандемия обеспечила необходимый импульс. Спрос на беспилотники резко возрос, поскольку гражданские власти и полиция искали эти летательные аппараты, чтобы справиться с пандемией множеством способов.
Беспилотники используются для таких задач, как сдача медикаментов и средств индивидуальной защиты медицинским работникам. Также они используются для распыления дезинфицирующего средства в общественных местах, таких как аэропорты, железнодорожные станции и парки. Дроны, оснащенные тепловыми сканерами, могут даже идентифицировать потенциальных вирусоносителей в толпе.
Директор по партнерству в Федерации дронов Индии, Смит Шах заявил:
“Дроны показали то, на что способны во время коронавируса. Ранее к беспилотникам относились с опаской, потому что они рассматривались как угроза безопасности и конфиденциальности. Но теперь они здесь, чтобы остаться”.
По оценкам Шаха, в коммерческом секторе Индии работают около 50 производителей беспилотников. Плюс ко всему существует 200 организаций по обслуживанию беспилотников и около 5000 пилотов. Согласно прогнозам FICCI-Ernst & Young, опубликованным в июле 2018 года, в Индии производство беспилотных летательных аппаратов к 2021 году достигнет почти 900 миллионов долларов, тогда как мировой рынок прогнозируется на уровне 25 миллиардов долларов.
В стране примерно 200 000 коммерческих беспилотников, каждый из которых стоит где-то от 2600 долларов до 26 000 долларов, в зависимости от размера и функциональности. До пандемии беспилотники использовались для решения различных задач — от мониторинга наводнений до распыления пестицидов над полями, уничтожения комаров, осмотра ветряных турбин и сбора данных, которые необходимы для борьбы с изменением климата.
Помимо прочего, дроны совсем недавно введены в эксплуатацию, когда в июне в западную и центральную Индию попал рой саранчи, угрожая таким культурам, как пшеница, горчица и ячмень. Агнишвар Джаяпракаш, 29-летний основатель Garuda Aerospace, говорит, что беспилотники его фирмы используются для борьбы с атаками саранчи. Они распыляют специальное запатентованное химическое вещество, которое уничтожает саранчу и действует как удобрение после её гибели. Пятилетняя фирма также заключила контракт на распыление дезинфицирующих средств в общественных местах в 26 городах на следующие 8–12 месяцев для борьбы с пандемией COVID-19.
Но несмотря на рост спроса, индустрия беспилотников в Индии продолжает действовать в рамках нормативно-правовой базы. Теоретически, федеральное министерство гражданской авиации Индии может обеспечить единый доступ к регистрации, лицензированию и соответствию дронов под своей платформой digital sky, которая является онлайн-платформой для предоставления разрешений. Но эта платформа не работает, поэтому разрешения предоставляются в каждом конкретном случае.
С другой стороны, растущая популярность дронов быстро продвигает процесс регулирования. В начале июня министерство авиации выпустило проект правил, касающихся разрешений, лицензирования и технического обслуживания. Министерство рассмотрит комментарии общественности и доработает то, что затем станет Правилами БАС в соответствии с Законом о воздушных судах 1934 года.
Однако несмотря на растущую популярность, индустрия беспилотников в Индии все еще находится на начальной стадии, и производство устройств сильно зависит от импорта компонентов, таких как пропеллеры, двигатели, контроллеры полета и батареи.